Среда, 24.04.2024, 10:12
Особенности
детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ) До настоящего
времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской
психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. По
клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие
«ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики
с нарушениями преимущественно социального межличностного восприятия и функции
общения». Причины
возникновения и развития РДА. Наиболее
распространены следующие: •
генетическая обусловленность; •
органическое поражение мозга; •
нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная
холодность, недостаток материнской ласки. К типичным
проявлениям детского аутизма относят: •
постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со
сверстниками; •
категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки; •
необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым; •
отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной
направленностью; •
стериотипизация действий; •
патологическое фантазирование; •
манипулирование руками; •
погруженность в мир собственных переживаний; •
эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов
и контактов глаз. Дети с РДА стремятся
оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое
пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна
однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может
проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды
двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в
одной позе. Неожиданно и очень на долго внимание детей с РДА может быть привлечено
к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать
воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать
крышку коробки и т. д.). Уровень
развития речи детей разнообразен,
но у всех отмечаются особенности: •
нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротекстность, но
главное – неадекватная смыслу речи; •
своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы; •
отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребенок говорит во втором и третьем
лице; •
речь для себя (ребёнок получает удовольствие от манипулирования словами, их
повторения, в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью. У многих детей с РДА
отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихода, например
пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во всем стремятся соблюдать
определенную установленную последовательность, принимающую форму ритуалов. Синдром РДА не
относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными
аутическими чертами. По статистике, РДА
чаще встречается у мальчиков. В связи с
размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я»
дети с РДА испытывают значительные трудности при
формировании навыков самообслуживания. Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симтомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста. |
Меню сайтаКалендарь
Архив записей |