Пояснительная записка к учебному плану филиала государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» в с. Донское Труновского района
Учебный план ФГБОУ «Краевой психологический центр» с.Донское (далее- Филиал) составлен согласно типовому положению об образовательном учреждении для детей,нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216),а также согласно Устава учреждения и Положения о филиале, в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «О методических рекомендациях попсихолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», с «Рекомендациями по совершенствованию (ППМС-центров)», направленных письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 № 06-1965).
Учебный план составлен с учетом специфики деятельности филиала. Содержание занятий по программам дополнительного образования детей и взрослых направленона решение конкретных проблем детей и подростков и создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и повышения его социальной адаптации.
Учебный план филиала базируется на реализации дополнительных образовательных программ и предоставлении дополнительных образовательных услуг в отношении детей от 2 мес. до 18 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья. Образовательный процесс осуществляется с учетом потребностей детей и их родителей (законных представителей), запросов специалистов, социального запроса, с использованием индивидуально ориентированных образовательных программ. Продолжительность обучения зависит от используемой программы, степени выраженности нарушения в развитии ребенка и используемых психокоррекционных методов.
Учебный план Филиала на 2015/2016 учебный год предусматривает построение индивидуальной траектории, подразумевающей обучение несовершеннолетних, нуждающихся в психолого-педагогической помощи по одной или нескольким программам одновременно. Выбор программы осуществляется исходя из индивидуальных особенностей личности и проблем ребенка (подростка), с учетом задач возраста детей и подростков и образовательных потребностей каждой целевой группы учащихся.
Осуществление психолого-педагогической помощи, согласно учебному плану, предполагает как индивидуальную, так и групповую форму работы. Выбор конкретной формы работы обсуждается на психолого-педагогическом консилиуме филиала и определяется результатами психодиагностики личностных особенностей детей и подростков, нуждающихся в коррекции.
Главным принципом реализации программ является принцип целостности, который обеспечивает системное воздействие на личность ребенка и подростка.
В 2015/2016 учебном году в учебный план филиала включены следующие типы образовательных программ: адаптированные и составительские.
Адаптированные - программы, которые по содержанию и логике реализации совпадают с опубликованными и рекомендованными программами, изменения вносились с учетом психолого-педагогических особенностей детей и подростков, а также с учетом образовательных потребностей родителей, законных представителей, образовательных организаций,
Составительские программы- программы, которые составлены специалистами ГБОУ «Краевой психологический центр» и филиала.
В учебный план ФГБОУ «Краевой психологический центр» с.Донское на 2015/2016г. входят следующие образовательные программы:
1. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая
образовательная «Коррекционное обучение и психокоррекция».
Цель программы: решение конкретных проблем, связанных с особенностями психического развития ребенка, направленных на создание социально-психологических условий для развития его личности и повышение адаптации.
Задачи программы: создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии; обеспечение целостного воздействия на личность ребенка, подростка; создание социально-психологических условий для развития личности ребенка; обеспечение комплексного взаимодействия специалистов при оказании помощи детям (подросткам), имеющим проблемы в обучении и развитии.
2. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая
образовательная программа «Реабилитационная педагогика и психореабилитация».
Цель программы: проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).
Задачи программы: коррекция образа «Я», достижение объективности самооценки ребенка (подростка), реабилитация «Я» в собственных глазах и достижение уверенности в себе у детей (подростков); коррекция системы ценностей, потребностей, их иерархии; приведение притязаний личности детей (подростков) в соответствие с психофизическими возможностями; коррекция отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний и их интересов; создание условий для выработки навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
3. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение».
Цель программы: создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального в каждой конкретной ситуации личностного развития и обучения.
Задачи программы: создать условия для продуктивного движения ребенка по тем направлениям, которые ребенок (подросток) выбрал сам в соответствии с требованиями педагога, семьи; конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.
4. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная лечебно-оздоровительная программа
Цель программы: повысить уровень культуры здорового образа жизни детского населения, сохранить и укрепить здоровье, снизить заболеваемость наиболее распространенными заболеваниями, в том числе, обусловленными высокой учебной нагрузкой образовательного процесса.
Задачи программы: выявить у детей уровень знаний о здоровом образе жизни; сформировать убеждение в необходимости укрепления своего здоровья; сформировать и активизировать у детей знания о важности правильного дыхания; создать положительную мотивацию в обучении детей навыку правильного дыхания (рассказать о пользе правильного дыхания); ознакомить детей с принципами работы прибора биологической обратной связи; закрепить знания детей о здоровом образе жизни и необходимости в правильном дыхании.
Каждая образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия в рамках программ дополнительного образования детей взрослых могут проводиться по подпрограммам, входящим в индивидуально-ориентированные образовательные программы.
При осуществлении групповой коррекционной работы максимальная наполняемость группы составляет 12 человек, при групповой профилактической и просветительской работе- 25 человек.
Минимальное количество часов согласно учебного плана ФГБОУ «Краевой психологический центр» в с.Донское на 2015/2016 учебный год составляет 1113. Минимальная численность обучающихся- 500 несовершеннолетних.
Учебный план ФГБОУ «Краевой психологический центр» на 2015/2016 учебный год направлен на: повышение уровня родительской компетентности по вопросам воспитания и развития детей; гармонизацию детско-родительских отношений; повышение социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы в обучении и развитии; повышение психолого-педагогической грамотности кандидатов в замещающие родители, предотвращение «вторичного сиротства»; повышение уровня родительской компетентности семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Образовательная деятельность Филиала предполагает получение несовершеннолетними, нуждающимся в психолого-педагогической помощи, и их родителями (законными представителями) информации о возможных причинах и стратегиях преодоления тех или иных проблем, применение разнообразных способов определения сильных и слабых сторон личности, осознание собственных ресурсов развития, применение индивидуально-ориентированных технологий коррекции, развития и реабилитации. Предлагаемые в рамках образовательных программ подпрограммы, рассчитанные на взрослых-родителей (законных представителей) и педагогов школы - направлены на выработку единого взгляда у детей и взрослых на имеющиеся проблемы, а также на обучение взрослых конструктивным приемам помощи детям и подросткам в преодолении имеющихся проблем.
Ожидаемые результаты: развитие коммуникативной культуры и формирование здорового образа жизни; формирование ответственного жизненного выбора, навыков отказаот рискованного поведения; сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости наиболее распространенными заболеваниями; формирование ценностно-мотивационнойсферы и адекватной самооценки; повышение уровня родительской компетентности по вопросам развития и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Образовательные программы (ОП) |
Разделы ОП |
Формы организации образователь-ного процесса |
Кол-во часов по видам занятий |
|
Виды занятий |
Кол-во часов |
|||
1.Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «Коррекционное обучение и коррекция» |
-развитие эмоционально-волевой сферы |
Индивидуаль- ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
14 |
-коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими высокий уровень тревожности и агрессии |
Индивидуаль- ная и групповая |
Коррекционно-развиваю-щие |
14 |
|
- коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Индивидуаль- ная и групповая |
Коррекционно-развиваю-щие |
26 |
|
-игровая психокоррекция личностного развития |
Индивидуаль- ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
72 |
|
-оказание психологической помощи детям с ДЦП |
Индивидуаль- ная и групповая |
Коррекционно-развиваю-щие |
16 |
|
-оказание дефектологической помощи детям с ДЦП |
Индивидуаль- ная и групповая |
Коррекционно-развиваю-щие |
18 |
|
-программа «Твоя уверенность -твоя безопасность» (профилактика употребления ПАВ) |
Групповая |
Профилак-тические |
68 |
|
-коррекция речевых нарушений у детей (ФФН) |
Индивидуаль- ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
72 |
|
-коррекция речевых нарушений у детей (ОНР) |
Индивидуаль- ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
72 |
|
-коррекция заикания |
Индивидуаль- ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
72 |
|
«Создай себя сам» |
Групповая |
Профилак-тические |
106 |
|
2.Индивидуально- ориентированная коррекционно- развивающая образовательная программа «Реабилитационная педагогика и психореабилита-ция»
|
-оказание психолого-педагогической помощи девиантным подросткам |
Индивидуаль-ная и групповая |
Профилактические |
27 |
-реабилитация детей и подростков, пострадавших в ходе уголовного судопроизводства |
Индивидуаль-ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
57 |
|
-организационно-методическая и консультативная работа |
|
|
|
|
3.Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение»
|
-всеобуч для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ |
Групповая |
Тренинго-вые занятия, лекции, семинары |
|
-программа социально-психологического сопровождения приемных семей «Школа приемных родителей. Программа для кандидатов в замещающие родители» |
Индивидуаль-ная и групповая |
Тренинго-вые занятия, лекции, семинары |
33 |
|
-программа социально-психологического сопровождения приемных семей «Школа приемных родителей. Программа для начинающих приемных родителей» |
Индивидуаль-ная и групповая |
Тренинго-вые занятия, лекции, семинары |
96 |
|
4.Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная лечебно-оздоровительная программа |
- программа «Коррекция психоэмоционального состояния методом БОС» |
Индивидуаль-ная |
Коррекционно-развиваю-щие |
72 |