<p> </p>
<p><strong><em> Методы эффективного взаимодействия с детьми</em></strong></p>
<p align="center"> </p>
<p align="center" style="margin-left: 42.55pt"> </p>
<p>Для создания полноценных, удовлетворяющих отно­шений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним. Коммуникация — это вербальный и не­вербальный процесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мнений и идей между людьми. Если взрос­лые стремятся к созданию удовлетворяющих их отноше­ний с ребенком, они должны научиться эффективному и ответственному общению. Для достижения нормального взаимодействия взрослый должен быть готов:</p>
<p>— прислушаться к мыслям и чувствам ребенка;</p>
<p>— поделиться своими мыслями и чувствами с ребенком. Большое значение имеет стиль взаимодействия взрос­лого с ребенком. Спросите себя: «Обращаюсь ли я «К» ре­бенку?» или «Говорю ли я «С» ребенком?». Взрослый, обра­щающийся «К» ребенку, как правило, придирчив, склонен к напоминаниям, критике, угрозам, назиданиям, вопросам, советам, оценкам или проверкам. Такой стиль общения скорее вредит взаимоотношению, чем улучшает его. Кроме того, этот стиль препятствует достижению одной из глав­ных целей воспитания — помочь ребенку научиться решать проблемы. Напротив, взрослый добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.</p>
<p>Остановитесь и спросите себя: «Хотел бы я, чтобы кто-нибудь обращался ко мне подобным образом?» Пред­ставьте, что кто-то поучает или критикует вас. Подумайте о тех моментах, когда вы были опечалены или рассерже­ны. В такие периоды вы предпочли бы, чтобы вас выслу­шали и попытались понять и принять ваши чувства. Ино­гда вы хотели бы остаться наедине с собой. Возможно, ребенок хочет того же самого.</p>
<p>Используемые взрослыми приказы, указания, преду­преждения или морализирования не отвечают потребно­стям ребенка в доверии, инициативе и сознании. Напри­мер, если ребенок опрокинул стакан с молоком, можно спросить:</p>
<p>«Разве ты неуклюжий?» Но лучше сказать: «Вот бу­мажное полотенце, чтобы вытереть молоко», что, собст­венно, и следует сделать в подобной ситуации. Взрослый должен ДЕЙСТВОВАТЬ, а не РЕАГИРОВАТЬ.</p>
<p>С другой стороны, взрослый, который говорит «С» ре­бенком, прислушивается к тому, что ребенок ГОВОРИТ и ЧУВСТВУЕТ. Такой стиль общения демонстрирует уважение, понимание и принятие.</p>
<p>Можно ли позволять ребенку выражать свои чувства? Ответ может быть только положительным. К сожалению, многие взрослые с детства усвоили, что чувства страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. Следствием это­го убеждения является то, что взрослые решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим нега­тивные эмоции.</p>
<p>Когда ребенок испытывает негативные чувства по от­ношению к себе, он становится замкнутым, не желает об­щаться с другими, анализировать свои чувства и поведе­ние. Ребенок или взрослый, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию.</p>
<p> </p>
<p><strong><em>Развитие эффективного стиля общения</em></strong></p>
<p>Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними. Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людь­ми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрас­тет ощущение собственной полезности, нужности, отно­шения в семье, в школе заметно улучшатся.</p>
<p>Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба — и ребенок, и взрослый — по­зволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.</p>
<p>Эффективное общение — это:</p>
<p>принятие того, что сообщает партнер;</p>
<p>принятие его чувств;</p>
<p>отказ от осуждения партнера.</p>
<p>Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы мо­жете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого сти­ля общения требует терпения и практики. Сюда относит­ся также и овладение таким навыком общения, как «реф­лексивное слушание и сообщение».</p>
<p>Что такое<strong> рефлексивное слушание?</strong></p>
<p>Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того. что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользо­ваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и прочее. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того что­бы понять сообщение как можно точнее, полезно приме­нить один из необходимых для общения навыков — об­ратную связь. Обратная связь есть ни что иное, как сооб­щение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать:</p>
<p>«Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова». Эти компо­ненты — сообщение, обратная связь и проверка подтвер­ждения — составляют процесс обратной связи.</p>
<p>«ОТПРАВИТЕЛЬ» - СООБЩЕНИЕ - «ПОЛУЧАТЕЛЬ».</p>
<p>•ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ</p>
<p>•ПОДТВЕРЖДЕНИЕ</p>
<p>В эффективности рефлексивного слушания и исполь­зования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.</p>
<p>Мать услышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домаш­нее задание. Она кричала на меня! Вот записка от нее».</p>
<p>Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правиль­но поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверное ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем клас­сом». Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно, стыдно, и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:</p>
<p><em>Мать.</em> Я готова поспорить, что ты задет и обижен ее критикой.</p>
<p><em>Сын.</em> Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей слу­чалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «кле­вал» за это.</p>
<p><em>Мать.</em> Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.</p>
<p><em>Сын.</em> Ну, это несколько успокаивает.</p>
<p>На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения. Если же обратную связь установить не удается, возникают непо­нимание, раздражение и фрустрация.</p>
<p>Большое значение для овладения навыком рефлексив­ного слушанья имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и не понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает общение.<strong> Открытый ответ</strong> свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продол­жать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.</p>
<p>Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:</p>
<p><strong>«Стартеры»: </strong>«Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хо­тел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».</p>
<p><strong>Молчание:</strong> ничего не говорите, но всем своим видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.</p>
<p><strong><em>Открытые вопросы вместо закрытых вопросов</em></strong></p>
<p>Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем-либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются к утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». Разницу между открытыми и закры­тыми вопросами легче понять на конкретном примере.</p>
<p>ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло сегодня в школе?» или «Как ты относишь­ся к тому, что друзья тебя игнорируют?»</p>
<p>ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою подругу за то, что она тебя не замечает?»</p>
<p>Рефлексивное слушание требует от родителей и педа­гогов понимания многобразия чувств ребенка и способ­ности установить с ним эмоциональный контакт. В резу­льтате ребенок чувствует, что его слушают, и стремится продолжить разговор.</p>
<p>Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспо­коюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происхо­дит и что ты делаешь», а также вербальные и невербаль­ные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».</p>
<p><strong>Установки и чувства,</strong> необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:</p>
<p>— желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;</p>
<p>— желание помочь данному конкретному ребенку;</p>
<p>— принятие как негативных, так и позитивных чувств</p>
<p>ребенка;</p>
<p>— признание того, что чувства ребенка — это его ис­тинные чувства;</p>
<p>— отношение к ребенку как к самостоятельной лич­ности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;</p>
<p>— глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить</p>
<p>решение;</p>
<p>— понимание того, что чувства преходящи, не посто­янны, а выражение негативных чувств имеет своей ко­нечной целью помочь ребенку покончить с ними.</p>
<p>Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:</p>
<p>НЕВЕРБАЛЬНЫЕ:</p>
<p>— зрительный контакт: смотрите на ребенка, с кото­рым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;</p>
<p>— язык жестов, естественные и свободные позы;</p>
<p>ВЕРБАЛЬНЫЕ, стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:</p>
<p>— обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу - интерпретацию того, что он сказал;</p>
<p>— рефлексия чувств.</p>
<p><strong>ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:</strong></p>
<p>1. Знайте, когда использовать рефлексивное слуша­ние. Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ре­бенка возникает проблема и у вас есть достаточно време­ни на ее решение.</p>
<p>2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексив­ным слушанием. Если вы как педагог или родитель чувст­вуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он <strong>не</strong> принесет успеха.</p>
<p>3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.</p>
<p>4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием». Овладе­ние любым новым навыком сначала всегда сопровожда­ется чувством неуверенности. Это справедливо и для реф­лексивного слушания.</p>
<p>5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межлич­ностного общения с рефлексивным слушанием. Исполь­зуйте рефлексивное слушание в сочетании с исследова­нием альтернатив, определением того, кому «принадле­жит» данная проблема, и т. д.</p>
<p>6. Учитесь видеть разницу между потребностью ре­бенка в информации и рефлексивным слушанием. Убе­дитесь в том, что ребенок ищет нужную ему информацию и, если это действительно так, дайте ему ее.</p>
<p>7. Сохраняйте спокойствие, демонстрируйте уважение и принятие. Сохраняя спокойствие, вы будете обладать более широким выбором способа беседы с ребенком. Де­монстрируя уважение к мыслям и чувствам ребенка, взрослые тем самым демонстрируют принятие, что повы­шает шансы успешного общения.</p>
<p><strong><em>Искусство построения сообщения при примене­нии метода рефлексивного слушания</em></strong></p>
<p>Как уже указывалось, поначалу человек может нервни­чать и испытывать затруднения при использовании рефлек­сивного слушания. Это навык, требующий времени, усилий и практики. Не следует ожидать, что вы немедленно научи­тесь понимать чувства и стремления ребенка. Успех придет только в результате многих попыток, и все равно порой вы будете совершать ошибки. Научиться рефлексивному слу­шанию может помочь следующий метод.</p>
<p>Когда ребенок посылает вам эмоциональное сообще­ние, спросите себя: «Что он чувствует?» Вспомните, ка­кое из приведенных выше слов наилучшим способом от­ражает данную эмоцию.</p>
<p>Например, ученица заявляет: «Я буду счастлива, за­кончив это дело. У меня нет выбора, и это ужасно скуч­но».</p>
<p>(Вопрос: какие чувства она испытывает? Ответ: ску­ку.)</p>
<p>Затем спросите себя: «Почему у нее возникло это чув­ство?» Ответ лежит в высказывании девочки: «У меня нет выбора».</p>
<p>Теперь вы можете построить свой вопрос так: «Тебе скучно заниматься этим делом потому, что не ты его вы­брала?»</p>
<p>Не забывайте спрашивать себя: какие чувства испы­тывает ребенок? Почему ребенок испытывает такие чув­ства?</p>
<p>Общая форма ответа на такие чувства такова: «Ты чув­ствуешь.., потому что...». Сначала вы говорите ребенку, что хорошо понимаете его чувства. Затем говорите, что понимаете также и то, почему <em>он</em> испытывает эти чувства. Таким образом вы показываете ребенку, что действитель­но обращены не только к вербальной и физической сто­роне его сообщения, но и к эмоциональной; этим вы под­нимаете и тот эмоциональный опыт, который приобрета­ет ребенок.</p>
<p>Утверждение «Ты чувствуешь...» можно заменить сло­вами «Ты рад/огорчен...». Это продемонстрирует ваш ин­терес к чувствам ребенка.</p>
<p> </p>
<p style="margin-left: 42.55pt"><strong>Упражнение «Язык положительных «Я-сообщений»</strong></p>
<p style="margin-left: 42.55pt"> </p>
<p>Многие «сообщения», которые взрослые «посылают» ребенку, содержат слово «ТЫ»: «Лучше бы ТЫ отложил это», «ТЫ не должен так делать» и т. д. В данном случае «ТЫ» обижает и заставляет другого человека чувствовать себя несчастным.</p>
<p>Формула «Я — сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Я не могу объяснять урок, когда кто-то так шумит» или «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Данная формула сфокусирована на чувствах взрослого и не обви­няет ребенка.</p>
<p>Формула «Я — сообщение» оказывается более эффек­тивной, поскольку она реализует доверие и уважение, да­вая ребенку возможность сохранить хорошее самочувст­вие. Более того, она уменьшает антагонизм между взрос­лым и ребенком. Как строить «Я — СООБЩЕНИЕ»? Мы уже уяснили, что, пытаясь корректировать поведение ре­бенка, мы должны сосредоточиться на его поведении, а не на его самосознании.</p>
<p>Теперь давайте сделаем следующий шаг: родитель­ский или педагогический гнев вызывает обычно не само поведение ребенка, а последствия такого поведения.</p>
<p>Это те самые последствия, которые пересекаются с желаниями или правами взрослых.</p>
<p>Если взрослый не воспринимает последствия поведе­ния ребенка как фрустрирующие и вызывающие гнев, то, вероятно, не будет волноваться, если только поступки ре­бенка не являются действительно вредными и опасными.</p>
<p>Например, мама занята стиркой, в то время как дети отлично проводят время, громко смеясь и болтая. В этот момент все чем-то заняты и не надоедают друг другу. Со­седка звонит в дверь, и мама, открыв, начинает разгова­ривать с ней. Теперь шум, производимый детьми, вызы­вает у нее раздражение, поскольку мешает беседе с сосед­кой.</p>
<p>Данный пример показывает, что вас часто раздражает не столько поведение детей, сколько его последствия для вас лично. Именно поэтому важно сказать детям, что вы чувствуете при этом. Необходимо также дать детям понять, что переживания взрослого относятся именно к по­следствиям их поведения, а не к самому поведению. В приведенном примере мама может сказать: «Из-за это­го шума я едва слышу тетю Таню».</p>
<p>Поскольку раздражение вызвано последствиями по­ведения детей, замечание, сделанное взрослым в соответ­ствии с формулой «Я — сообщаю», окажется более эф­фективным, нежели обычный окрик. Конструкция «Я — сообщаю — в ответ» включает в себя три ступени:</p>
<p>1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда ты всюду разбрасываешь свои вещи...».</p>
<p>2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому: «... я вынуждена убрать их на место».</p>
<p>3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым: «...и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».</p>
<p>При использовании формулы «Я — сообщаю — в от­вет» следует быть готовым к тому, чтобы:</p>
<p>— фокусировать внимание на своих или чьих-то пере­живаниях, но не на ребенке;</p>
<p>— общаться с ребенком тоном, демонстрирующим внимание и уважение;</p>
<p>— избегать обвинений, критики и т. п.;</p>
<p>— внимательно выслушать то, что говорит ребенок о своей проблеме.</p>
<p>Кратко, формула «Я — сообщаю — в ответ» в целом охватывает три специфических момента ситуации:</p>
<p>— поведение ребенка — чувства родителя — последст­вия поведения ребенка для взрослого.</p>
<p>Следующие незавершенные предложения помогут вам построить общение по данной формуле:</p>
<p>1. Когда ты... (констатация поступка ребенка).</p>
<p>2. Я чувствую... (констатация ваших переживаний).</p>
<p>3. Потому что... (констатация последствий поведения</p>
<p>ребенка).</p>
<p>Необязательно жестко придерживаться предложен­ной последовательности определенных частей формулы «Я — сообщаю — в ответ»; в ряде случаев можно, напри­мер, опустить сообщение по поводу ваших переживаний. Простые утверждения типа: «Я не могу убрать квартиру, поскольку в коридоре валяется твой велосипед» столь же эффективны, как и фраза: «Когда вы шумите, я совер­шенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».</p>
<p>Построение конструкции «Я — сообщаю — в ответ» зависит от ситуации. Важно Помнить следующее:</p>
<p>— сообщение фиксируется на переживаниях взрослого (даже если об этих переживаниях специально не говорится);</p>
<p>— оно дает ребенку представление о том, чем именно -</p>
<p>его поведение мешает взрослому;</p>
<p>— оно не содержит обвинений ни в чей адрес. По­строение позитивных отношений между взрослыми и ре­бенком является делом одновременно радостным и уто­мительным. В одних случаях ваши усилия вознагражда­ются, в других вы испытываете разочарование. Это требу­ет огромной работы как ребенка, так и взрослого.</p>
<p>И в конце несколько общих правил эффективного об­щения взрослого и ребенка.</p>
<p>1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы дол­жны научиться сдерживать свой критицизм и видеть по­зитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уваже­ние к нему как к личности.</p>
<p>2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав спо­соб действия, вы не должны колебаться. Будьте друже­любными и не выступайте в роли судьи.</p>
<p>3. Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность, планирование способа дейст­вия.</p>
<p>4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддер­жать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его пе­реживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.</p>
<p>5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется не­удачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки — и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет луч­ше знать, как поступить в подобной ситуации.</p>
<p>6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности. </p>
<p>Многие «сообщения», которые взрослые «посылают» ребенку, содержат слово «ТЫ»: «Лучше бы ТЫ отложил это», «ТЫ не должен так делать» и т. д. В данном случае «ТЫ» обижает и заставляет другого человека чувствовать себя несчастным.</p>
<p>Формула «Я — сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Я не могу объяснять урок, когда кто-то так шумит» или «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Данная формула сфокусирована на чувствах взрослого и не обви­няет ребенка.</p>
<p>Формула «Я — сообщение» оказывается более эффек­тивной, поскольку она реализует доверие и уважение, да­вая ребенку возможность сохранить хорошее самочувст­вие. Более того, она уменьшает антагонизм между взрос­лым и ребенком. Как строить «Я — СООБЩЕНИЕ»? Мы уже уяснили, что, пытаясь корректировать поведение ре­бенка, мы должны сосредоточиться на его поведении, а не на его самосознании.</p>
<p>Теперь давайте сделаем следующий шаг: родитель­ский или педагогический гнев вызывает обычно не само поведение ребенка, а последствия такого поведения.</p>
<p>Это те самые последствия, которые пересекаются с желаниями или правами взрослых.</p>
<p>Если взрослый не воспринимает последствия поведе­ния ребенка как фрустрирующие и вызывающие гнев, то, вероятно, не будет волноваться, если только поступки ре­бенка не являются действительно вредными и опасными.</p>
<p>Например, мама занята стиркой, в то время как дети отлично проводят время, громко смеясь и болтая. В этот момент все чем-то заняты и не надоедают друг другу. Со­седка звонит в дверь, и мама, открыв, начинает разгова­ривать с ней. Теперь шум, производимый детьми, вызы­вает у нее раздражение, поскольку мешает беседе с сосед­кой.</p>
<p>Данный пример показывает, что вас часто раздражает не столько поведение детей, сколько его последствия для вас лично. Именно поэтому важно сказать детям, что вы чувствуете при этом. Необходимо также дать детям понять, что переживания взрослого относятся именно к по­следствиям их поведения, а не к самому поведению. В приведенном примере мама может сказать: «Из-за это­го шума я едва слышу тетю Таню».</p>
<p>Поскольку раздражение вызвано последствиями по­ведения детей, замечание, сделанное взрослым в соответ­ствии с формулой «Я — сообщаю», окажется более эф­фективным, нежели обычный окрик. Конструкция «Я — сообщаю — в ответ» включает в себя три ступени:</p>
<p>1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда ты всюду разбрасываешь свои вещи...».</p>
<p>2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому: «... я вынуждена убрать их на место».</p>
<p>3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым: «...и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».</p>
<p>При использовании формулы «Я — сообщаю — в от­вет» следует быть готовым к тому, чтобы:</p>
<p>— фокусировать внимание на своих или чьих-то пере­живаниях, но не на ребенке;</p>
<p>— общаться с ребенком тоном, демонстрирующим внимание и уважение;</p>
<p>— избегать обвинений, критики и т. п.;</p>
<p>— внимательно выслушать то, что говорит ребенок о своей проблеме.</p>
<p>Кратко, формула «Я — сообщаю — в ответ» в целом охватывает три специфических момента ситуации:</p>
<p>— поведение ребенка — чувства родителя — последст­вия поведения ребенка для взрослого.</p>
<p>Следующие незавершенные предложения помогут вам построить общение по данной формуле:</p>
<p>1. Когда ты... (констатация поступка ребенка).</p>
<p>2. Я чувствую... (констатация ваших переживаний).</p>
<p>3. Потому что... (констатация последствий поведения</p>
<p>ребенка).</p>
<p>Необязательно жестко придерживаться предложен­ной последовательности определенных частей формулы «Я — сообщаю — в ответ»; в ряде случаев можно, напри­мер, опустить сообщение по поводу ваших переживаний. Простые утверждения типа: «Я не могу убрать квартиру, поскольку в коридоре валяется твой велосипед» столь же эффективны, как и фраза: «Когда вы шумите, я совер­шенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».</p>
<p>Построение конструкции «Я — сообщаю — в ответ» зависит от ситуации. Важно Помнить следующее:</p>
<p>— сообщение фиксируется на переживаниях взрослого (даже если об этих переживаниях специально не говорится);</p>
<p>— оно дает ребенку представление о том, чем именно -</p>
<p>его поведение мешает взрослому;</p>
<p>— оно не содержит обвинений ни в чей адрес. По­строение позитивных отношений между взрослыми и ре­бенком является делом одновременно радостным и уто­мительным. В одних случаях ваши усилия вознагражда­ются, в других вы испытываете разочарование. Это требу­ет огромной работы как ребенка, так и взрослого.</p>
<p>И в конце несколько общих правил эффективного об­щения взрослого и ребенка.</p>
<p>1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы дол­жны научиться сдерживать свой критицизм и видеть по­зитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уваже­ние к нему как к личности.</p>
<p>2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав спо­соб действия, вы не должны колебаться. Будьте друже­любными и не выступайте в роли судьи.</p>
<p>3. Снизьте контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность, планирование способа дейст­вия.</p>
<p>4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддер­жать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его пе­реживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.</p>
<p>5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется не­удачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки — и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет луч­ше знать, как поступить в подобной ситуации.</p>
<p>6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности. </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
<p align="center"><strong>СЕМЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ</strong></p>
<p>Жить в тесном семейном кругу, сохраняя добрые и здоровые отношения друг с другом, совсем не просто, ведь для этого требуются постоянное взаимодействие и взаимовыручка. Я рекомендую вам один раз в неделю проводить семейные собрания. Такие собрания помогают детям ощущать свою причастность к семейным делам, к тем решениям, которые мы принимаем, в результате чего они чувствуют большую ответственность. Семейные собрания предусматривают свободное выражение мнений каждого его участника без риска, что его за это осудят. Чтобы обеспечить такую уверенность, вам необходимо договориться друг с другом, что во время их проведения всякая критика исключается.</p>
<p>Важно проводить собрания в определенный день недели в конкретное время. Я бы посоветовала сделать это время обязательным для всех членов семьи и не допускать никаких изменений и исключений. Если вы станете часто изменять сроки проведения собраний и то один, то другой член семьи будут на них отсутствовать, то никакой пользы такие «посиделки» не принесут. Какие дела можно обсуждать на семейных собраниях?</p>
<p>♦ Согласование недельного распорядка каждого члена семьи с учетом режима работы или учебы.</p>
<p>♦ Планирование питания.</p>
<p>♦ Планирование отдыха, каникул и отпусков.</p>
<p>♦ Круг семейных обязанностей.</p>
<p>♦ Конфликты между членами семьи.</p>
<p>♦ Задачи каждого на неделю. Какую поддержку может ему (ей) оказать семья в выполнении этих задач.</p>
<p>♦ Личные проблемы каждого, требующие помощи со стороны того или иного члена семьи. Поощрения.</p>
<p>♦ Финансовая смета (бюджет семьи).</p>
<p>♦ Объявления.</p>
<p>♦ Семейные развлечения и увеселения.</p>
<p>Во время конфликтов слова зачастую приобретают силу оружия, поэтому лучше отложите ваш разговор до следующего семейного собрания. Это даст возможность каждому остудить свой пыл. Если конфликт происходит между детьми, то решение отсрочить выяснение их отношений до следующего семейного собрания может предотвратить их драки и ссоры.</p>
<p> </p>
<p><strong>Советы по проведению семейных собраний</strong></p>
<p>1. Проводите собрания один раз в неделю, выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех членов семьи. Строго придерживайтесь установленного времени. Не изменяйте это время в интересах того или иного члена семьи.</p>
<p>2. Отключайте на это время телефон, чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.</p>
<p>3. Решения должны приниматься на основе семейного консенсуса, а не волеизъявления большинства. Консенсус, как известно, означает единодушие мнений. Если после обсуждения вы не добиваетесь общего согласия, то откладывается вынесение решения до следующего собрания. Стремитесь принимать такие решения, которые будут выгодны каждому. Пусть каждый возьмет на себя обязательство поддерживать принятое решение.</p>
<p>4. На каждом собрании выбирайте нового ведущего и секретаря (по очереди). Все члены семьи должны всячески поддерживать ведущего. Роль секретаря — вести записи того, что обсуждалось и какие решение приняты. Это нужно для того, чтобы в течение недели не возникали разногласия по принятым решениям.</p>
<p>5. Всегда начинайте собрание с поощрительных высказываний в адрес каждого члена семьи. Используйте такие слова: «Мне очень нравится, что ты...» или «Я признателен тебе за то, что ты...» Приучайте детей отвечать словами благодарности на похвалу в их адрес.</p>
<p>6. Распорядок семейных дел и «повестки дня» собраний лучше всего прикрепить к холодильнику. Это самое удобное место, чтобы напомнить каждому о том, что ему предстоит сделать.</p>
<p>7. Приучайте детей к тому, чтобы их жалобы сопровождались вариантами решения стоящей перед ними проблемы. Помните, что человек, не участвующий в решении проблемы, сам становится частью этой проблемы.</p>
<p>8. Рассматривайте на собрании распорядок дел на каждый день предстоящей недели, предусматривая совместную, деятельность всех членов семьи.</p>
<p>9. Для того чтобы собрания проходили более продуктивно, проводите их в общей комнате, убрав лишние предметы со стола и расставив стулья так, чтобы сидящие были обращены лицом друг к другу. Ни в коем случае нельзя проводить собрания за едой.</p>
<p>10. Всегда заканчивайте собрания на веселой и приятной ноте. «Концовку» предоставляется выбирать ведущему. Можно предложить легкую и необычную закуску, какое-нибудь сладкое блюдо к вечернему чаю, увлекательную игру или еще что-нибудь интересное для всех.</p>
<p>11. Если у ваших детей нет желания посещать такие собрания, проконтролируйте свои действия, которые, возможно, отбивают у детей всякую охоту участвовать в них.</p>
<p>1.2. Если кто-то все-таки пропускает собрание, то он все равно должен выполнять принятые на нем решения.</p>
<p>13. Обязательно удостоверьтесь в том, что каждый покидает собрание с чувством удовлетворения.</p>
<p>Если во время собрания вы вдруг почувствуете, что оно превращается в тягостное и изнурительное занятие, прервите его и постарайтесь что-нибудь предпринять для того, чтобы восстановить в семье атмосферу близости. Замечательным приемом, направленным на достижение такой атмосферы, может стать проведение праздника вдохновения. Главное — сделать семейные собрания желанным событием для каждого члена семьи.</p>
<p>На собраниях почаще ставьте перед детьми вопросы, которые поначалу могут вызвать у них защитную реакцию. Поэтому важно, чтобы перед этим между вами и ребенком установилась доверительная атмосфера. Как только вы ее ощутили, можно отважиться на предъявление той или иной претензии. В противном случае он может почувствовать себя «на краю обрыва», «встать в оборону», и вы потеряете шанс на продуктивное общение с ним.</p>
<p>Практикуясь, вы обнаружите в себе способность предугадывать ответную реакцию ребенка.</