Рекомендации психолога при
подготовке к ЕГЭ
(для родителей, педагогов, учащихся)
Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к
экзаменам
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок
получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку
мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его
возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов
- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда
передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут
справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может
эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они
делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше
ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме
Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка,
связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не
допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать
занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий,
проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка:
во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и
разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как
рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по
дням.- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла
зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты
и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические
выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет,
покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения
можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в
столовой и т.д.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по
предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма
отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям
приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у
ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования,
что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не
носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный
отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить
внимание на следующее:
· пробежать глазами весь тест, чтобы
увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на
работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять
его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по
первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
· если не знаешь ответа на вопрос или
не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
· если не смог в течение отведенного
времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать
наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и
тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Психологическая подготовка к
Единому государственному экзамену детей группы риска |
|||||||||||||||||
Cвоеобразие учебной деятельности каждого ребенка
связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления,
памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной
мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска имеет исключительно
прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые
с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого
государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания
поддержки этим детям. |
|||||||||||||||||
Безусловно, основная работа по психологической
поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и
психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников
определяют пути и способы психологической поддержки. На этапе подготовки к
экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки: |
|||||||||||||||||
• Групповые психологические занятия для различных
категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности,
для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых
навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер,
то есть чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие
специфические трудности. |
|||||||||||||||||
Возможности психологической поддержки учеников
непосредственно во время экзамена невелики, но все же оказать помощь
выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Задача облегчается, если
учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в
ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и
оказать детям психологическую поддержку. В зависимости от сущности имеющихся
у детей затруднений мы выделили следующие группы риска.
|